Регистрация | Войти

Что такое «Призрак в доспехах»? И почему «Невинность»?

 К тому времени, как первый полнометражный фильм «Призрак в доспехах», поставленный по манге Масамунэ Сиро, стал уже легендой, повлияв на создание фильмов «Матрица», «Бегущий по лезвию», Осии Мамору решил воскресить некогда начатую им тему. Но второй фильм с подзаголовком «Невинность» разительно отличался от первого, запомнившегося мне, если честно, только голой Кусанаги Мотоко, отрывающей крышку люка у шагающего танка...
          
          
          
          Это очень чувствительное аниме. Действие происходит в предновогодней обстановке большого мегаполиса, очень похожего на привычные нам города. Я, идя вечером по улицам Москвы, чувствую себя совсем как Бато. У меня ещё остаются какие-то дела, надо купить что-то по дороге домой (как и Бато), хлеб в супермаркете дрянной, поэтому надо успеть в маленькую булочную рядом с домом (так же и Бато покупает еду для собаки в маленьких магазинчиках, над дверью которых при входе звякает колокольчик). Мне близко и ощущение поездки в машине по городу поздним вечером, поскольку меня часто подвозит начальник. Да и с массивными старыми машинами, вроде Паккарда Бато или Стэндарда Тогусы, я знаком не понаслышке – с ними прямым образом связана моя работа. И ездить на них доводилось не раз. Толстые упругие подушки сидений, хриповатое, потрескивающее радио company formations, тоненький, короткий бегающий по узкому лобовому стеклу дворник... Странно видеть эту ностальгию из старых американских фильмов в 2037-м году (как явствует из повествования).Бато приходит домой. Собака, весь день проспавшая на коврике, тычется ему в колени. Так же выбегает ко мне наша спаниелька, от природы сонное существо, вот уже 12 лет не знающее забот. Бато по-хозяйски заглядывает в холодильник, разогревает собачий ужин. Сыплет в миску витаминки (мы их тоже даём нашей собаке, я часто сам готовлю ей ужин, если прихожу домой первым). Сам же садится в кресло с банкой пива и накрывает ноги пледом. Интересно, как он пьёт пиво, если он киборг? Ну и ладно, вспомним девочек-ганслингеров из 1-го отдела («Школа убийц»), лучшим времяпрепровождением которых были посиделки за чашкой чая с кусочком кекса, хотя у них тоже были кибертела.Глядя на усталого Бато, киберполицейского с большим стажем, я вспоминаю стихи поэта Юрия Левитанского:Человек, похожий на старую машину, Сделанную в девятнадцатом веке... Он подымается к себе на этаж, Не снимая пальто,  Присаживается на кушетку, Которую по-старинному называет «софа»  И которая откликается звуком «фа»,  Когда он на неё садится... Так и сидит он, не зажигая огня, Человек, похожий на старую машину, Сделанную в девятнадцатом веке,  Старая усталая машина,  Или просто СУМ, Как он в шутку себя называет,  Хотя он при этом вряд ли подозревает, Что «сум» по-украински означает печаль, Да и по-русски звучит  Достаточно грустно...Так же патетичны картины гигантского сервера, некогда построенного правительством для хранения огромного количества информации, а затем заброшенного и заселённого сквотерами – членами различных религиозных общин, адептами неведомых нам культов. Пролетающие на механической птице и дискутирующие на тему старых философских и религиозных трактатов Бато и Тогуса. Мрачно-торжественное карнавальное шествие, скирды полыхающих огнём кукол, на которых постепенно сгорают матерчатая одежда, волосы из пакли и в конце концов остаются лишь обугленное дерево, фарфор и керамика.А затем Бато и Тогуса проходят в замок загадочного Кима, создавшего в своём обиталище иллюзорную реальность, обманывающую тебя, как только ты будешь готов принять её на веру. Бато указывает Тогусе на ключ к этой игре uk limited co – отними две буквы у слова aemaeth (смерть) – и получишь maeth (ложь). Помни, зачем ты пришёл, не забывай о своей задаче, не отвлекайся от выполнения долга. И всё это ещё больше начинает напоминать фильмы Тарковского, прежде всего «Солярис». И в итоге грозный и всемогущий Ким оказывается всего лишь мощным компьютером, справиться с которым можно, пригрозив вытащить вилку из сети. Я заметил, что у роботов – робота-гейши, устроившей бойню в небоскрёбе в начале фильма, рождающегося робота в заставке, гадалки в замке Кима, голых кукол, обрушившихся с потолков подводного завода Локус Солус – у всех у них было лицо Кусанаги, знакомой нам по первому фильму. И это неспроста – Бато имел её в виду, когда говорил о своём ангеле-хранителе, и это она вела его к цели, помогая обходить ловушки коварной корпорации Локус Солус.В конце, когда Бато высаживает Тогусу у его дома, навстречу отцу выбегает дочка. И тот вручает ей долгожданный подарок. Она развязывает шёлковую ленту на коробке, и мы видим классическую фарфоровую куклу – ту, которая столетиями радует девочек и будет радовать их ещё долго – фильм вселяет в нас надежду на это.Кукла на руках у девочки напоминает нам о словах, сказанных усталой прокуренной сотрудницей лаборатории по созданию роботов – её улыбка, пожалуй, является наилучшим средством научить ребёнка чувствовать и понимать чувства других...

0
Ваша оценка: Пусто

Похожие

Наверх